Муниципальное казенное учреждение 

"Центр развития образования"

муниципального образования г. Новороссийск

                                                                              

                          

 

Методическая служба новой школе

 

Обновление содержания образования, результаты научных исследований в области педагогики и психологии, педагогический опыт, результаты которого становятся достоянием науки и массовой практики, определяют содержание методической работы с педагогами, деятельность Центра развития образования г. Новороссийска. Целью работы ЦРО является создание необходимых условий для достижения нового современного качества образования в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Методическая работа в настоящее время развивается, опираясь на следующие принципы:

·        взаимосвязь научных основ методической деятельности с реальной педагогической практикой;

·        системность в проведении методической работы, как в образовательных учреждениях, так и на различных уровнях методической службы;

·        гуманистическая направленность методической работы, ориентация ее на развитие личности, самореализацию, самообразование педагогов;

·        дифференциация и индивидуализация методической деятельности на основе учета информационных профессиональных потребностей учителей, воспитателей, их уровня квалификации, условий труда, типа и вида образовательных учреждений;

·        непрерывность и преемственность методической работы с педагогами, проводимой в образовательных учреждениях

·        демократизация методической работы, предоставление учителям, воспитателям права выбора различных форм участия в ней.

В целях обеспечения качественно нового методического сопровождения деятельности педагогических кадров сформировалось единое информационно методическое пространство города Новороссийска - МУ «Центр развития образования». На основании Постановления главы администрации муниципального образования город-герой Новороссийск от 10.09.2007г. №2742 изменилось название должностей и оплата труда работников ЦРО. Методисты стали специалистами МУ «Центр развития образования управления образования города Новороссийска». Изменился функционал, требования к работе специалистов муниципального учреждения, увеличилось количество направлений основной деятельности.

         Основными направлениями работы ЦРО г. Новороссийска являются следующие виды деятельности:

1. Информационно-аналитическая, экспертная работа, включающая отбор, обработку, анализ информации, ее преобразование и распространение, создание баз данных по всем направлениям деятельности учреждений города.  Одной из важных составляющих аналитического направления является проведение диагностических исследований (психолого-педагогических, социологических и др.), роль и объем которых на современном этапе развития образования также неуклонно возрастают, что стало возможным благодаря развитию информационных технологий. Диагностические и мониторинговые исследования используются также не только при постановке и научной проработке проблем, но и на этапах обратной связи и контроля за ходом реализации принятых решений.

         В течение 2008/09 уч.г. специалистами информационно-аналитического отдела созданы электронные базы данных по различным направлениям образовательной деятельности: БД «Одаренные дети», «ЕГЭ. КДР. ГИА», «Награды и премии педагогических работников», «Кадровый состав образовательных учреждений г. Новороссийска», «Профильная и предпрофильная подготовка», «Дополнительное образование в школе», «Методические объединения ОУ», «Передовой педагогический опыт», «Экспериментальные площадки города», «Программно-методическое обеспечение учебного процесса», «Оснащенность учебного процесса», «Предшкольная подготовка», «Направления деятельности групп кратковременного пребывания в ДОУ». Электронные базы данных позволили более эффективно координировать учебно-методическую, экспериментальную, исследовательскую, диагностическую, информационную, аналитическую  деятельность ЦРО.

2. Воспитательная и научно-исследовательская работа, включающая реализацию программы «Одаренные дети», конкурсы профессионального мастерства педагогов, сопровождение конкурсной деятельности учащихся, работу городского профессионального клуба «Учитель года», сопровождение работы городского методического объединения классных руководителей.

За период 2008/09 уч.г проводился сбор информации, нормативных и методических документов по работе с одарёнными детьми, продолжала создаваться база данных победителей краевых олимпиад. В течение года оказывалась методическая, консультативная и организационная помощь ОУ, заместителям директоров по НМР, родителям и учащимся – членам школьных НОУ по организации работы с одарёнными детьми, проведено ряд совещаний. (Слайд 5)

       Создана сеть образовательных учреждений, осуществляющих деятельность с интеллектуально одарёнными (талантливыми) детьми. В данном направлении ведут работу 29 образовательных учреждений из 33 существующих.

      Подход в поиске одаренных детей опирается на использование разнообразных методик предварительного отбора детей и непрерывное наблюдение за их успехами с моментами поступления в школу.

Выявление одаренных и талантливых детей проходит через:

·        анализ особых успехов и достижений ученика в ОУ («Портфолио» учащегося);

·        Использование принципа непрерывного наблюдения;

·        создание банка данных по талантливым и одаренным детям (ОУ, МУ «Центр развития образования»);

·        формирование городского банка диагностических методик, рекомендаций, программ, пособий, научно-методических разработок по выявлению и развитию одаренности у детей;

·        диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб (психологи ОУ);

·        преемственность между начальным образованием и средним образованием;

·        Издание ученических научных сборников;

·        Проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад, интеллектуальных марафонов.

·        Работа с преподавателями ОУ

·        Создание на базе ОУ профильных лабораторий, лагерей, центров, экспериментальных площадок.

Поддержка и поощрение одаренных детей осуществляется в следующих формах:

·        Проведение ежегодного городского Форума победителей и призёров олимпиад, научно-исследовательских конференций и творческих конкурсов «Олимп»

·        Публикация в СМИ, выступления и информация на телеканалах города, информация на муниципальной новостной ленте;

·        Ежегодный приём главы г. Новороссийска;

·        Проведение «Бала медалистов» награждение по номинациям «Победители и призёры в научно-исследовательских конференциях», «Победители и призёры в предметных олимпиадах»;

·        Премии президента, губернатора

 Сопровождение одарённых детей в течение их обучения в школе:

·        создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание в образовательном учреждении;

·        включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению  предметов школьной программы;

·        формирование и развитие сети дополнительного образования (МУДОД «Школьник-2», МУДОД ДТДМ им. Н.И. Сипягина филиал ДЭБЦ;

·        организация научно-исследовательской деятельности (учебно-тренировочные сборы, профильные лагеря, практикумы, мастер-классы, факультативы и т.д.). В МОУ СОШ №40 организовано и работает школьное лесничество, создано детское экологическое объединение «Катран» руководитель Вехов Д.В. Летом открыты и действуют профильные лагеря - п. Сукко МОУ гимназия №6 лингвистический лагерь «Rainbowcamp», профильный палаточный экологический лагерь, расположенный на Большом Утрише.

·        организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

В 16 общеобразовательных учреждениях открыты и ведут свою работу научные общества учащихся.

МУ «Центр развития образования» объединяет и координирует работу общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования города, заинтересованных в развитии и повышении интеллектуального и культурного уровня учащихся в рамках программы «Дети Кубани» подпрограммы «Одарённые дети».

Участие педагогов в различных предметно-образовательных конкурсах составляет важную часть образовательного процесса в целом, так как дает возможность проанализировать педагогам свой профессиональный потенциал не только в стенах собственного образовательного учреждения. Анализ ситуации показал, что рост педагогического потенциала связан с участием в профессиональных конкурсах: «Учитель года» - 1 финалист конкурса; краевой этап 4 Всероссийского конкурса воспитательных систем-2 ОУ победители; конкурс лучших учителей в рамках ПНПО - 9 победителей, 13 участников краевого этапа; конкурс лучших классных руководителей - 15 победителей; конкурс лучших воспитателей - 3 победителя; Всероссийский конкурс «Сердце отдаю детям» - 3 лауреата, 1 участник, Всероссийский конкурс «Диалог –путь к пониманию» - 1 лауреат.

3. Организационно-методическая деятельность, в процессе которой готовятся и проводятся научно-практические конференции, педагогические чтения,  образовательная работа, реализуемая в процессе повышения квалификации педагогических и руководящих кадров, проведения индивидуальной и групповой работы с учителями в межкурсовой период (ГМО, ШМС).

Специалисты ЦРО организуют деятельность 22 городских методических объединений педагогов. Наиболее эффективными формами работы ГМО определены: мастер-классы, открытые уроки для различных категорий педагогов, проблемные круглые столы, деловые игры, выставки педмастерства, работа творческих групп, работа клуба «Университет педагогических знаний».

Важным направлением деятельности методических объединений являлась подготовка к  государственной итоговой аттестации 9, 11 классов. Специалисты, методисты ЦРО не только принимали участие в работе муниципальных экзаменационных комиссий по проведению государственной аттестации выпускников 9-х классов, но и проводили работу по подготовке к ее проведению, семинары для учителей по теме «Новые подходы к организации и проведению итоговой аттестации выпускников 9 классов», в ходе которых учителя были ознакомлены с рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации по проведению и оценке результатов экзамена. На семинарах также были проведены практические занятия по анализу демонстрационных вариантов тестов по предметам, по использованию критериев оценивания. Все учителя были обеспечены необходимыми методическими материалами.

Кроме того, методисты осуществляли проверку итоговых тестов и контрольных работ по предпрофильной подготовке за курс основной школы, анализировали результаты выпускных контрольных работ.

В рамках обеспечения модернизации среднего (полного) общего образования в соответствии с заказами управления образования деятельность ЦРО была связана с проведением Единого государственного экзамена и велась по следующим направлениям:

·        организация работы по совершенствованию работы городских методических объединений на основе анализа результатов ЕГЭ;

·        проведение и анализ тренировочно-диагностических работ.

Методисты центра развития образования, анализируя результаты Единого государственного экзамена прошлых лет, выделили затруднения в подготовке учащихся по всем разделам содержания, определили возможные причины (как объективные, так и субъективные) недостаточно высокого уровня подготовки учащихся по ряду вопросов, сформулировали актуальные методические проблемы, требующие решения, предложили некоторые меры по совершенствованию процесса обучения, спроектировали деятельность городских методических объединений по обеспечению более высокого качества подготовки выпускников школ в условиях модернизации образования.

В частности, на заседаниях различных методических структур:

изучались и проанализировались результаты ЕГЭ и составлялось представление об особенностях усвоения материала школьных курсов на уровне г. Новороссийска,

по полученным результатам выявлялся, обобщался и распространялся опыт учителей, достигающих высоких результатов в обучении учащихся за счет построения системы педагогической деятельности, учитывающей особенности конкретных учеников;

особое внимание уделялось проектированию педагогических технологий, изучению наиболее трудно усваиваемых учащимися вопросов предметного содержания и формированию специальных предметных умений.

Для обеспечения качественного проведения Единого государственного экзамена специалистами ЦРО было организовано повышение квалификации педагогических кадров общеобразовательных школ. Повышение квалификации осуществлялось в различных формах:

семинары для руководителей методических объединений учителей математики, русского языка, истории, обществознания, географии, биологии, химии, физики, английского языка;

семинары по результатам содержательного анализа итогов Единого государственного экзамена для учителей-предметников (русский язык, математика, история, обществознание, биология, химия, физика, география, иностранный язык) в ходе курсов повышения квалификации;

организация работы педагогических мастерских, основанных на опыте работы учителей, достигающих высоких результатов в обучении учащихся и др.

Результатами проделанной работы стали итоги сдачи экзаменов в форме ЕГЭ в 2008/2009 у.г.

Важной составляющей организационно методической деятельности является научно-экспериментальная работа, в том числе участие в проектировании программ, разработка научно-методических материалов, рекомендаций, сопровождение деятельности МЭП, рассмотрение авторизованных программ, поддержка инновационной и экспериментальной работы в системе образования  города, ведение муниципального банка передового педагогического опыта.

          В 2008/2009 уч.г. специалистами ЦРО велась работа по изучению, обобщению и распространению передового опыта педагогов образовательных учреждений города, создан муниципальный банк данных  ППО. Поданы заявки в муниципальный банк данных ППО и изучены опыты работы 20 педагогов образовательных учреждений. Решением экспертного совета ЦРО внесены  в муниципальный банк данных опыт работы 16 педагогов. Опыты работы 8 педагогов утверждены на ученом совете  при ККИДППО,  педагогам вручен сертификат о внесении передового педагогического опыта в краевой банк. Идет работа по диссеминации опыта педагогов через сайт, публикации. Отрадно отметить, что в течение года 12 педагогов города сконструировали собственные сайты, и теперь с успехом могут делиться своим опытом с помощью интернет-технологий с педагогическим сообществом.

          В 2008-09г. дошкольные учреждения города включились в экспериментальную  деятельность по поиску путей и способов совершенствования образовательного процесса и педагогической компетентности воспитателей ДОУ. Статус городской экспериментальной площадки получили  6 ДОУ, 2 ОУ, статус федеральной экспериментальной площадки – 1 ДОУ. Продолжают инновационную деятельность 6 краевых экспериментальных площадок, 2 федеральные экспериментальные площадки, 22 городских площадки.  

5. Аттестационно-диагностическая деятельность, включающая лицензирование и аккредитацию образовательных учреждений, аттестацию педагогических и руководящих работников, оценку качества образования учащихся, нормативно-правовое сопровождение образовательного процесса.  За период с октября по апрель  2008-2009 учебного года организована и проведена аккредитация в 4 общеобразовательных учреждениях;

         По итогам работы в ОУ комиссии по аккредитации составляли заключения. На основании заключений комиссий по аккредитации ЦОКО издавал приказ о признании учреждения аккредитованным (все заявленные общеобразовательные учреждения признаны аккредитованными).

          В 2008 - 2009 учебном году были заменены бланки лицензий, в связи с изменением учредительных документов (Устава, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, свидетельства о внесении в единый реестр, печати) в 5 муниципальных общеобразовательных учреждениях. Прошли лицензионную экспертизу, в связи с окончанием срока лицензии или изменением учредительных документов 5 ОУ.

          Из 48 муниципальных дошкольных образовательных учреждений в 2008- 2009 учебном году  прошли лицензионную экспертизу и получили лицензии 13 дошкольных образовательных учреждений.        

          За период 2008/2009 у.г. педагогических и руководящих работников были аттестованы 512 педагогических работников, из них на высшую квалификационную категорию - 210, на первую квалификационную категорию – 124, на вторую квалификационную категорию – 178.

        В течение 2008/09 у.г. проводилась подготовка к итоговой аттестации уч-ся 9, 11 классов. Одной из форм подготовки являлись тренировочно-диагностические работы, которые организовывались, анализировались специалистами ЦРО. ТДР выполняли методическую функцию, служили инструментом для своевременной корректировки деятельности педагогов при индивидуальной и общей работе в классе, что привело к повышению качества образования к концу 2008-2009 учебного года.

         Все выше перечисленные виды деятельности не являются новыми в деятельности методической службы. Это лишь означает то, что работа должна строится по-новому. По-новому должны выстраиваться взаимоотношения, взаимодействия между методической службой города, управлением образования, образовательными учреждениями всех видов, средствами массовой информации, методическими службами новороссийской зоны, муниципальными управлениями культуры, спорта, молодежной политики высшими учебными заведениями, краевым институтом повышения квалификации педагогических работников.

         Особенности социального, экономического развития города,  состояние образования, демографическая ситуация выявляют и свои проблемы, требующие взаимодействия органов управления образования, Центра развития образования и институтов повышения квалификации. В социальной психологии понятие «взаимодействие» рассматривается как участие многих людей в деятельности, когда каждый должен внести в нее свой вклад, что позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности. Взаимодействие - сложное управленческое явление, интегрирующее действия и воздействие. Это процесс влияния людей на отношения друг с другом при организации деятельности по обеспечению достижения цели, «...имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность: именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию во взаимодействии. …Стратегия и тактика взаимодействия только и могут быть разработаны на основе взаимопонимания»[1].

         Модель взаимодействия между ЦРО и управления образования г. Новороссийска служит выражением отношений между объектами, ее применение помогает установить взаимосвязь между явлениями. Основой взаимодействия становится разработка цели совместной деятельности, овладение каждым субъектом взаимодействия своими функций в реализации этой цели, деятельностью ее составляющих компонентов[2]. Органы управления образованием являются заказчиками научных исследований, экспертиз и разработок по обеспечению оценки качества образования

Взаимодействие ЦРО с региональными учреждениями повышения квалификации строится на основе планов повышения квалификации ККИДППО, а также договоров о сотрудничестве. За период 2008/09 у.г. 966 педагогов прошли курсовую подготовку по повышению квалификации на базе ККИДППО, Новороссийского филиала Славянского на Кубани государственного педагогического института, информационно-ресурсного центра «Школьник-2» г. Новороссийска.

        Взаимодействие органа управления образованием города Новороссийска, центра развития образования и ККИДППО осуществляется в процессе совместной аналитической, диагностической, экспертной, контрольной деятельности по реализации образовательных программ, ведущих направлений в развитии региональных, муниципальных систем образования, образовательных учреждений, состояния повышения квалификации кадров.

Рассмотрим модель взаимодействия между управлением образования и центром развития образования в городе Новороссийске на уровне распределения некоторого функционала.

Модель распределения функционала при взаимодействии органов управления образования и центром развития образования

Направления взаимодействия

Функции органов управления образованием

Функции методических служб

Повышение квалификации кадров

Совместное с методической службой создание условий многоуровневой системы непрерывного повышения квалификации педагогических и руководящих кадров   

Организация повышения квалификации педагогов в межкурсовой период на базе ЦРО по запросам педработников

Направление на курсы в ККИДППО:

а) специалистов ЦРО,

б) руководителей ОУ,

в) педагогов высшей квалификационной категории,

г) экспертов

Аттестация педагогических кадров

Работа с документацией.   

Аттестация, оформление результатов, подготовка проектов приказов, работа экспертных групп.

Совместная деятельность в выработке критериев аттестации

Опытно-экспериментальная работа

Заказ, дополнительное финансирование

Организация, исполнение, предъявление результатов, мониторинг, диагностика

Информирова-

ние

Содействие в подписке профессиональных изданий, нормативных документов, педагогической литературы.

Проведение постоянно действующих проблемно-тематических семинаров с целью информирования. Организация работы с информацией, анализ реализации.

Проведение конкурсов педагогических достижений

Совместная разработка содержания конкурса. Подготовка положения, соответствующего приказа, непосредственное участие, контроль исполнения

Выявление участников конкурса, их подготовка, организация и проведение конкурса

Проведение олимпиад, конкурсов, смотров, соревнований

Определение организаторов мероприятий, подготовка приказов

Подготовка предметного содержания мероприятий, проведение

Издательская деятельность

Содействие подготовленной к изданию продукции

Разработка методических рекомендаций, учебно-методических пособий, подготовка их к изданию

Аналитическая деятельность

Оценка деятельности по представленным результатам

Подготовка анализа на основе мониторинга

Прогностическая деятельность

Определение содержания опережающей подготовки руководителей и педагогических кадров

Организация опережающей подготовки педагогических и руководящих кадров

Контрольная

Контроль соблюдения стандартов

Разработка контрольно-измерительных материалов

           Несмотря на постоянное внимание к идее взаимосвязей, в управлении образованием сохраняются острые проблемы, снижающие эффективность деятельности УО и ЦРО. Самой острой проблемой сегодняшнего дня является кадровая проблема.

На современном этапе развития образования имеется относительная свобода выбора содержания образования и абсолютная - в выборе методик и технологий образовательного процесса. Меняются функции и методистов, и специалистов УО. От методиста-функционера, специалиста выполнявшего в основном контрольно-коррекционную функцию, осуществляется переход к методисту-технологу, экспериментатору, эксперту с соответствующими функциями: обучающей, исследовательской, аналитической.

Подготовка методистов такого уровня должна быть специальной и выделяться из подготовки к педагогической деятельности. Уровень их профессиональной компетентности (вчерашнего учителя) не позволяет методической службе в полной мере решать самостоятельно такие направления деятельности, как повышение квалификации педагогических и руководящих работников города в межкурсовой период, опытно-экспериментальная работа, аналитическая деятельность и др.

Такое состояние не устраивает органы управления образованием и вызывает неудовольствие в целом деятельностью методических служб. Остро стоит вопрос обучения не только методистов, но и специалистов УО.

Проблема взаимодействия органов управления образованием и методических служб актуальна. Взаимодействие сегодня во многом зависит от уровня профессиональной компетентности двух руководителей. Данное взаимодействие носит скорее личностный характер, чем общественный.

О наличии взаимодействия можно судить в том случае, если имеются стратегические цели совместной деятельности как предполагаемые результаты и реальная программа их достижения.

Считаем, что инновационные изменения в МУ «Центр развития образования», организационной структуре и модели взаимодействия способно обеспечить качественно новое методическое сопровождение деятельности педкадров в соответствии со стратегическими направлениями в развитии образования г. Новороссийска.

 

Директор центра развития

образования г. Новороссийска                                         Е.Л. Тимченко



 

 

[1] Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1994. - С. 87.

 

[2] Педагогическая энциклопедия. Т. 2. - М., 1965. - С. 851-854.

Дата последнего обновления страницы 16.03.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»